?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

к. т. н.  С. А. Гейдур

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

       Вся статья не поместилась в одной записи ЖЖ   
1, 2 и 3 важные моменты в первой записи ЖЖ
4, 5, 6 и 7 важные моменты во второй записи ЖЖ
Полный текст на сайте СПбГТИ(ТУ)  http://www.lfpti.ru/lp_article_18.htm


      8. Твердость

  После отверждения большинство ювелирных компаундов представляют собой стеклообразную массу с глянцевой поверхностью, близкой к полированной, и твердостью в пределах 75-80 по шкале Шора (табл.1).  Компаунды ПЭО  представлены на рынке  марками различной твердости, их можно расположить в порядке уменьшения твердости и соответственно увеличения эластичности как ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, ПЭО-510КЭ-20/0, ПЭО-10КЭ-20/0, ПЭО-210КЭ-20/0, ПЭО-310КЭ-20/0 и ПЭО-710КЭ-20/0.  Две последние новые марки по оптической прозрачности напоминают стекло, а по гибкости стирательную (жевательную) резинку и сохраняют свою эластичность длительное время. Компаунды ПЭО-310КЭ-20/0, ПЭО-710КЭ-20/0, кроме того, обладают предельно низкой скоростью отверждения, что позволяет осуществлять заливку объемов до 1,5-2 литров за один раз при комнатной температуре.

     Некоторые производители используют для пластификации  химически инертные модификаторы типа дибутилфтаталата или каучука, которые приводят к ухудшению эксплуатационных характеристик эпоксидного полимера [26].  В отличие от них в компаундах ПЭО применены  активные содержащие эпоксидные группы модифицирующие добавки, введенные в компонент А на стадии изготовления, которые в процессе реакции становятся неотъемлемой частью отверждаемой системы, встраиваясь в полимерную сетку.

     9. Фотостойкость

    На рис. 4 представлены результаты исследования фотостойкости ювелирного эпоксидного компаунда ПЭО-610КЭ-20/0 в сравнении с зарубежными Crystal resin, MG-EPOX-GLASS и EpoxAcast 690. Образцы экспонировались  снаружи (на балконе) и внутри (на подоконнике) помещения в условиях Санкт-Петербурга. Ничем не прикрывались, до начала экспериментов выглядели одинаково бесцветными. Фото сделано после инсоляции образцов в течение 1,1 года внутри (средний ряд) и снаружи (верхний и нижний ряды) помещения. Естественно, что большую дозу радиации УФ лучей получили образцы, расположенные снаружи, и, кроме того, подверглись воздействию ветра, пыли, снега и дождя. Из рис. 4  видно, что эпоксидные компаунды ПЭО-610КЭ-20/0 и EpoxAcast 690 после инсоляции в комнатных условиях не пожелтели совсем, а на улице - пожелтели лишь незначительно.  В отличие от Crystal resin и  MG-EPOX-GLASS, чья фотостойкость оказалась заметно ниже, см. также табл. 1. При одинаковых условиях инсоляции пожелтение образцов с большей толщиной (нижний ряд) проявлялось более выражено по сравнению с таковой для образцов с меньшей толщиной (верхний ряд).


Рис. 4

     10. Термостойкость

      Ещё один параметр –термостойкость или максимальная температура эксплуатации отвержденного компаунда. Конечно, в быту редко встречается температура свыше 45°С, но если планируется поездка на пляжный отдых в жаркие страны или комбинированная работа с эпоксиполимером и пластикой, учтите и этот параметр. Особенно это, актуально для зарубежных компаундов, чья термостойкость относительно невелика (табл. 1). С учетом вышеизложенного хранить готовые изделия из ювелирных компаундов нужно в тёмном месте при температуре, близкой к комнатной.

      В отличие от твердых ювелирных эпоксидных компаундов условия хранения их исходных компонентов А и В чуть пожестче.  Они  должны храниться герметично упакованными, в сухом темном месте при температуре не выше (20±5)°С и их необходимо оберегать от контакта с атмосферной влагой и летучими веществами других компонентов. Из табл. 1 видно, что гарантийный срок хранения компонентов у компаундов ПЭО и Crystal resin при комнатной температуре примерно одинаковый. Разница в том, что компоненты Crystal resin "боятся" холода, и вследствие этого возможны проблемы при их транспортировке в зимнее время.

       В заключении остановимся на мерах безопасности при работе с ювелирными эпоксидными компаундами.

    11.Токсичность

      Многие продавцы по незнанию или чтобы сбыть поскорее товар утверждают, что их ювелирный компаунд нетоксичен и совершенно безвреден для здоровья. Это миф. Эпоксидный компаунд может пахнуть меньше или больше, но все равно имеет 3 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 76 (вещества умеренно опасные). От этого никуда не деться, такова природа материала. Многие товары бытовой химии, лакокрасочные материалы, даже косметические средства также содержат опасные токсические компоненты [27], тем не менее мы их широко используем. Важно быть информированным об опасностях при работе с химическими веществами и соблюдать необходимые меры безопасности.

       Рекомендую помимо обязательной инструкции по эксплуатации поинтересоваться у поставщика - есть ли у него в наличии ЛИСТЫ БЕЗОПАСНОСТИ (Safety Data Sheets) на компаунды (рис. 5)?.


Рис. 5

      Там все прописано подробно: предприятие-изготовитель, вредные и опасные факторы и их влияние на человека, и окружающую среду, меры по оказанию первой помощи, условия использования, хранения и транспортировки и т.д. Сравнение результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы эпоксидных компаундов ПЭО с аналогичными данными компаундов Crystal resin и EpoxAcast 690 показало, что они практически не отличаются (табл. 2).

Таблица 2. Гигиенические характеристики ювелирных эпоксидных компаундов



ПЭО-510КЭ-20/0:

Местно-раздражающее действие на кожные покровы и слизистые
оболочки глаз

Умеренное

Кожно-резорбтивное (т.е. проявляющееся после всасывания в кровь)
действие

Не выявлено

Crystal resin:

Harmful if swallowed or in contact with skin
(Вредно при проглатывании и при контакте с кожей)

H302 + H312

Causes severe skin burns and eye damage
(Вызывает серьезные ожоги кожи и повреждения глаз)

H314

EpoxAcast 690:

May be harmful in contact with skin
(Может быть вредным при контакте с кожей)

H313

Causes severe skin burns and eye damage
(Вызывает серьезные ожоги кожи и повреждения глаз)

H314


       Воздействия этих факторов можно легко избежать, если выполнять требования безопасного обращения с компонентами ювелирных эпоксидных компаундов, предусмотренными производителем в инструкции по применению, например [28]. Отметим самые важные из них:

~      Работы с компаундом проводить в хорошо проветриваемом помещении вдали от огня, при возможности - использовать вентиляцию.

~      Остерегаться прямого контакта с компонентами компаунда, использовать средства индивидуальной защиты кожных покровов, органов зрения и дыхания.

~      При попадании на кожу компаунд следует сразу смыть горячей мыльной водой, смазать кожу жирной мазью на основе вазелина.

~      При попадании в глаза необходимо их промыть большим количеством теплой проточной воды в течение не менее 15 минут.

        В процессе отверждения эпоксидных компаундов в отличие от полиэфирных смол, которые также используют при производстве сувениров, летучие вещества  не выделяются.  По заключению ФГУЗ «Центр, гигиены и эпидемиологии города Санкт-Петербург» в отвержденном состоянии эпоксидные компаунды ПЭО не оказывают местно-раздражающего действия на кожные покровы и слизистые оболочки глаз и рекомендованы к применению в ювелирной промышленности, производстве бижутерии и сувениров, в том числе в быту [29].

      ВЫВОДЫ:

         На основании результатов исследований сделаны рекомендации по выбору ювелирных эпоксидных компаундов исходя из конкретного применения в бижутерии.  Впервые проведено сравнение оптических, технологических, эксплуатационных и токсикологических характеристик отечественных и импортных материалов. Исследованы реокинетические кривые отверждения при комнатной температуре и Т=55°С. Подробно рассмотрены 11 важных моментов, определяющих потенциальную пригодность ювелирного эпоксидного компаунда для изготовления объемных покрытий, заливки в форму и имитации воды, а также его безопасность. Показано, что отечественные компаунды ПЭО серии "20/0" не уступают импортным аналогам в оптическом качестве и стойкости к УФ облучению, но при этом охватывают более широкий диапазон по вязкости и жизнеспособности.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Samsonova E. Эпоксидная смола. Материалы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1229420.html

2. Sous la pluie. Изделия - бижутерия из Crystal resin и эпоксидной смолы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1653058.html

3. Семенихина И. Работа с эпоксидными компаундами ПЭО в бижутерии // http://www.lfpti.ru/lp_article_09.htm

4. Эпоксидная смола для бижутерии // http://pokasijudoma.ru/lepka-iz-plastiki/epoksidnaya-smola-dlya-bijuterii.html

5. Голинский И. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание// http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/52-es01

6. Агафонова Н. Ювелирная смола. Урок 1. Что такое ювелирная смола. Разновидности смолы // https://www.youtube.com/watch?v=KY6HGBKKhYQ

7. Титова Ю. МК эпоксидная смола и сухоцветы - создание прозрачных украшений без молдов // http://www.livemaster.ru/topic/515633-mk-epoksidnaya-smola-i-suhotsvety-sozdanie-prozrachnyh-ukrashenij-bez-moldov

8. Yl-Ka. Мастер-класс по работе с эпоксидной смолой (компаундом) // http://stranamasterov.ru/node/427491

9. НестандARTные уроки. Серги "Paisley" эпоксидная смола и перламутровые красители // https://vk.com/photo-43268093_326096857

10. Posta M. Браслет из эпоксидки в таблеточных формах // https://www.youtube.com/watch?v=nX--HGjiNKs

11. Видео мастер классы по применению ювелирных эпоксидных смол. Дайджест // http://www.lfpti.ru/lp_article3_05.htm

12. Эпоксидные смолы и полимерные материалы на их основе. Каталог. Черкассы. УкрНИИпластмасс. 1989.

13. Причины ошибок при работе с эпоксидными смолами // http://www.lfpti.ru/lp_article_02.htm

14. photonics110. О фотостойкости ПЭО-510КЭ-20/0 и др. эпоксидных компаундов // http://crystalresin.livejournal.com/149041.html

15. Рефераты статей и докладов сотрудников НИЛФП СПбГТИ(ТУ) по оптическим эпоксиполимерам // http://www.lfpti.ru/linkpress.htm

16. Рост откладывается. // Четвертая Международная конференция "Композиты и компаунды 2015" http://www.creonenergy.ru/news/post_relizy/detailPost.php?ID=115223

17. Ваш любимый компаунд? // http://poll.pollcode.com/qj9cz_result?v

18. Эпоксидные компаунды для герметизации оптоэлектронных приборов // http://www.lfpti.ru/comp.htm

19. Клеи и компаунды эпоксидные оптические широкого спектра применения // http://www.lfpti.ru/glue.htm

20. Реставрация музейных экспонатов с помощью оптических клей-компаундов ПЭО // http://www.lfpti.ru/lp_article_07.htm

21. Гейдур С.А. Ювелирные эпоксидные компаунды: свойства и особенности применения // Полимерные материалы. 2016. №4. С. 26-31. http://www.lfpti.ru/S.A.Geidur_Jewelry-epoxy-compounds-properties-and-features-of-application.pdf

22. Оптические эпоксидные компаунды для бижутерии (ювелирные смолы ПЭО) // http://www.lfpti.ru/lp_article_12.htm

23. Клеи оптические. ГОСТ 14887-80 // http://www.lfpti.ru/lp_article_03.htm

24. Эпоксидное волшебство бижутерии. Образцы продукции на основе ювелирных компаундов ПЭО // http://www.lfpti.ru/labsamples2.htm

25. Ювелирные эпоксидные смолы ПЭО от lfpti.ru // http://www.youtube.com/watch?v=88EjQx_bIqo

26. Ли X., Невилл К. Справочное руководство по эпоксидным смолам. М. Энергия. 1973.

27. Опасные химические компоненты в косметических средствах. // FEMIANA  http://femiana.ru/toksichnye-opasnye-dlya-zdorovya-veschestva-v-kosmetike

28. Инструкция по применению оптических эпоксидных клей-компаундов для бижутерии // http://www.lfpti.ru/instr_peo_20.0.doc

29. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №78.01.09.025.П.345 от 14.02.2011 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции – Клей-компаунд эпоксидный оптический марок ПЭО-10КЭ и ПЭО-510КЭ-20/0. // http://www.lfpti.ru/lp_article_08.htm


02.05.2016

Настоящим АВТОР дает Вам право копировать данную статью исключительно в некоммерческих целях. Информация не может быть использована в других целях, в том числе в печатных изданиях. Копируя  данную статью, Вы соглашаетесь, что сохраняете все авторские права и делаете прямую ссылку на источник www.lfpti.ru/lp_article_18.htm . За исключением вышеуказанного, все остальные действия будут истолкованы как косвенное, умышленное или любое другое присвоение авторских прав.

Recent Posts from This Journal